
После выхода вчерашней «Вечерки» с информацией о событиях на площади Островского весь город узнал про политическую акцию метростроителей в поддержку бастующих шахтеров. Главную роль здесь играли весьма красноречивые ораторы профессиональной ассоциации рабочих «Независимость», известной ленинградцам по многочисленным листовкам, расклеенным у станций метро.
Ходили слухи, что рабочие не уйдут от здания управления Ленметростроя круглые сутки, потому что накануне во многих метростроевских организациях раздавались призывы именно к суточной предупредительной забастовке[1]. Однако после шести вечера площадь опустела — дождь заставил собравшихся подняться в актовый зал. Здесь состоялось обсуждение требований. Кроме политических, приведенных вчера, были и экономические, связанные в первую очередь с выравниванием прав метростроителей и шахтеров. Требовали резкого увеличения зарплаты. Не временной, а постоянной ленинградской прописки для приехавших сюда работать из других городов. Обеспечения жильем. Увеличения отпусков...
Пытавшийся прокомментировать требования начальник Ленметростроя В.В. Горышин успеха не имел. Его перекричали и при поддержке значительной части зала трибуну занял экономист из «Независимости»[2]. Этот комментарий часто прерывался аплодисментами и одобрительными выкриками. В заключение оратор попытался добиться принятия метростроевцами текста обращения к ленинградским рабочим от имени профсоюза «Независимость». Однако такая постановка вопроса многих смутила. Подсчитать голоса так и не удалось, зато посыпались иные предложения. Например, создать собственный, независимый, в том числе и от «Независимости», профсоюз горняков[3]. Короче, никакого документа не приняли. Собрание стало шумным, неуправляемым. Около 21.00 его участники разошлись.
Члены стачкома поехали, согласно принятому ими решению, призывать шахты к забастовке. С ними отправились и некоторые участники митинга.
По приглашению «Вечернего Ленинграда» около 22.00 в редакции собрались представители стачкома, профсоюза «Независимость», профсоюзного комитета Ленметростроя и его администрации. Им был задан один и тот же вопрос: какую цель вы сейчас перед собой ставите и как представляете себе дальнейшее развитие событий?
В. Кострюков, член стачкома, проходчик СМУ-20[4]:
- Завтра в 12.00 стачком встречается с администрацией при участии представителей комиссии Ленсовета по транспортному комплексу. Цель - добиться, чтобы поданные нами требования были выполнены полностью. Прежде всего производственные и те, которые касаются жилья. Мне думается, к согласию нам не прийти и придется проводить не предупредительную суточную, а серьезную забастовку в первых числах августа.
Л. Павлов, специалист профсоюза «Независимость» (работающий в нем по найму):
- Мы помогаем стачкому организовать эту забастовку. Опыт у нас уже наработан. Наши представители участвовали даже в создании «Независимости» на шахте «Воргашорская». Цель - помочь рабочим страны бороться против господствующего класса социалиев. Дальше - рабочий контроль и рабочее самоуправление. Думаем, рабочие Питера о себе заявят. Постараемся организовать поддержку забастовки и на других предприятиях города.
Н. Румянцев, председатель объединенного профсоюзного комитета Ленметростроя[5]:
- В стачком вошли четыре председателя профсоюзных комитетов подразделений. Практически все требования совместно с СТК[6] и администрацией выносились раньше в правительство и Верховный Совет. Ответы мы получили практически по всем вопросам. Но такие: в процессе принятия законов требования будут учтены. Профком Ленметростроя поддерживает рабочих и будет добиваться решения проблем вместе с ними.
В. Александров, главный инженер Ленметростроя:
- Позволю себе не согласиться с Владимиром Кострюковым, членом стачечного комитета. Напрасно он сомневается в том, что стачком сможет договориться с администрацией. У нас нет иных интересов, кроме интересов своих рабочих. Но сегодня мы и впрямь не могли прийти к согласию. Все было внезапно, без предупреждения. А главное — мешали посторонние люди, которые никакого отношения к Ленметрострою не имеют[7]. Я считаю, такова основная причина общей неудовлетворенности. Завтра, уверен, мы договоримся по всем вопросам, которые входят в нашу компетенцию. Остальные вынесем на Ленсовет и в правительство.
С утра мы снова созвонились с В.Н. Александровым. Он сообщил, что ночью шла работа на всех шахтах, кроме той, которая расположена рядом с Владимирской площадью. Там находились активисты из стачкома и профсоюза «Независимость»[8].
Источник: Ярошецкий С. Метрострой и «Независимость» // Вечерний Ленинград. – Л. – 1990. – 12 июл. - № 160(19150). – С. 1.
[1] Суточная забастовка рабочих Ленметростроя состоялась 11-12 июля на основании решения 1-го съезда шахтёров, в котором участвовали делегаты профсоюза «Независимость». – В.Б.
[2] Кандидат экономических наук Л.Н. Павлов, основатель «Независимости», имевший в профсоюзе должность «главного специалиста». – В.Б.
[3] Несмотря на то, что именно активисты «Независимости» организовали и провели забастовку, они допустили здесь ту самую ошибку, за которую многократно осуждали разные политические организации и группы: «Независимость» весьма агрессивно пыталась навязать бастующим рабочим своё видение ситуации и свою вывеску. – В.Б.
[4] Кострюков являлся одним из лидеров «Независимости» на СМУ-20 Ленметростроя. – В.Б.
[5] Румянцев являлся руководителем официального советского профсоюза на Ленметрострое. – В.Б.
[6] Советом трудового коллектива. – В.Б.
[7] Здесь имеются ввиду в первую очередь члены «Независимости» с других предприятий, а также ряд активистов свободных профсоюзов (СМОТ, «Справедливость») и политических групп (Демократический союз), примкнувших к «Независимости» на завершающем этапе подготовки забастовки на Ленметрострое. – В.Б.
[8] Именно на эту шахту (рядом с будущей станцией метро «Достоевская») перебрались упорные забастовщики, желавшие довести до конца формат суточной забастовки. Они покинули шахту с началом утренней смены 12 июля. – В.Б.