Карта сайта
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ САЙТА
Архивохранилище
Блеск и нищета рабочего дела
Опросы на засыпку
Профсоюзы, рабочее движение и партии в политических платформах
Презентации
Коллажи
Хроника советского рабочего движения
Фонд КЛИО (Культура. Литература. История. Общество)
Круглые даты рабочего и профдвижения
Атомы истории
Справочник
Практикум рабочего сопротивления
Шуткуем-с
Об авторе сайта и контакты
Друзья и партнёры
|
|
/ Главная / Блеск и нищета рабочего дела
Лев XIII (Leo PP. XIII; 1810-1903)
2014-11-13
папа Римский (15 цитат)
"Рабочие - не рабы"
|
Государственная власть должна уделять особое внимание людям, живущим своим трудом. |
контекст: «Если речь идет об охране частных прав, следует особенно печься о неимущих и беспомощных. Те, кто богаче, могут защитить себя, им не так нужна помощь государства. Бедным же опереться не на что, кроме государственной власти. Поэтому она должна уделять особое внимание людям, живущим своим трудом, ибо именно они - слабые и нуждающиеся»; из энциклики «Rerum Novarum», 1891 |
Если бы труд приостановился из-за стачек и общественному спокойствию неминуемо грозила смута или если бы среди рабочих ослаблялись узы семьи; если бы вера страдала от того, что рабочим некогда ходить в храм или смешение полов, а то и другие вредные условия представляли опасность для нравственности на фабриках и в мастерских; если бы хозяева налагали непосильные тяготы или оскорбляли достоинство работников; если бы, наконец, чрезмерный или несвойственный данному полу и возрасту труд вредил их здоровью - тогда, в известных пределах, было бы справедливо требовать вмешательства власти и закона. |
из энциклики «Rerum Novarum», 1891 |
Если, поневоле или страшась большего зла, рабочий соглашается на худшие условия, так как хозяин или подрядчик отказывают ему в лучших, он - жертва насилия или несправедливости. |
из энциклики «Rerum Novarum», 1891 |
Запрещая [гражданские] союзы, оно [государство] пришло бы в противоречие с основным принципом своего существования, ибо они, как и оно, существуют в силу естественного стремления человека жить в обществе других людей. |
из энциклики «RerumNovarum», 1891 |
Лишать кого-либо справедливой и заработанной оплаты - преступление, взывающее к гневу небес. |
из энциклики «Rerum Novarum», 1891 |
Надо тщательно согласовать права и обязанности хозяев с правами и обязанностями рабочих. На тот случай, если бы хозяин или рабочий стал считать себя в чем-либо обиженным, хорошо бы иметь особый комитет, составленный из честных и разумных членов союза, который решал бы дело по его правилам. Кроме всего прочего союзы должны стараться о том, чтобы у рабочих весь год была работа, и образовать фонд, из которого члены могли бы получать пособие не только в совсем исключительных случаях, но и в болезни, в старости или в несчастии. |
говоря об устройстве и деятельности католических профсоюзов; из энциклики «Rerum Novarum», 1891 |
Никак нельзя действительно решить рабочий вопрос без содействия религии и Церкви. |
разъяснение тезиса: «Мы утверждаем без колебаний, что все усилия будут тщетны, если Церковь останется в стороне. Ведь именно она провозглашает то Евангельское учение, которое может положить конец борьбе или хотя бы уменьшить ее жестокость; именно она стремится не только просветить умы, но руководить жизнью, поведением; именно она улучшает и облегчает положение рабочего множеством полезных учреждений, всячески призывая все классы обсудить вместе с нею и как можно лучше удовлетворить требования рабочих; именно она утверждает, что для достижения цели необходимо, соблюдая меру и степень, обращаться к помощи закона и государственной власти»; из энциклики «Rerum Novarum», 1891 |
Никто не может безнаказанно оскорблять человеческое достоинство, никто не может препятствовать той подлинной духовной жизни, которая приуготовляет к вечной жизни на небесах. Более того, человек в этом случае не имеет власти над самим собою. Он не вправе соглашаться на такой порядок, который рассчитан на уничтожение смысла и цели его бытия. Он не может отдавать в рабство души, ибо тогда нарушились бы даже не права человека, а права Бога, самые священные и ненарушимые. |
из энциклики «RerumNovarum», 1891 |
Обычно рабочие прибегают к стачке потому, что слишком продолжителен рабочий день, слишком тяжела работа, или считают плату недостаточной. |
исходная фраза: «Обычно рабочие прибегают к стачке или потому, что слишком продолжителен рабочий день, или потому, что слишком тяжела работа, или потому, что они считают плату недостаточной. Тяжёлые последствия этого явления надо предупреждать врачующими мерами, ибо остановки в работе не только наносят ущерб хозяевам и даже рабочим, но чрезвычайно вредят торговле и интересам всего населения. Кроме того, стачки нередко приводят к насилиям и беспорядкам, грозя общественному спокойствию. Законы должны предупреждать самое возникновение этих смут и всячески устранять причины, приводящие к столкновению между рабочими и владельцами заводов»; из энциклики «Rerum Novarum», 1891 |
Оградить рабочих от заразы, законных собственников - от грабежа. |
контекст: «Государственная власть должна обуздать возмутителей, оградить рабочих от заразы, законных собственников - от грабежа. (из энциклики «Rerum Novarum», 1891 |
При всех соглашениях между хозяевами и рабочими выражается или подразумевается отдых для души и тела. |
контекст: «При всех соглашениях между хозяевами и рабочими выражается или подразумевается отдых для души и тела. Пренебрегая этим условием, мы поступили бы против права на справедливость, ибо никто не вправе требовать и никто не может обещать отказа от обязанностей, которые человек имеет к Богу и к самому себе»; из энциклики «Rerum Novarum», 1891 |
Рабочие - не рабы. |
контекст: «Богатых же людей и хозяев она [Церковь] учит, что рабочие - не рабы; что в каждом надо уважать достоинство человека и христианина; что, если внимать голосу здравого смысла и христианского учения, труд не позорен, а почетен, ибо дает человеку возможность достойно поддерживать свою жизнь; что позорно и бесчеловечно обращаться с людьми, как с собственностью, при помощи которой можно наживать деньги, или видеть в них просто мускулы, физическую силу»; из энциклики «Rerum Novarum», 1891 |
Рабочий вопрос нельзя разрешить, не приняв за принцип священность и неприкосновенность частной собственности. |
контекст: «Мы видели, что рабочий вопрос нельзя разрешить, не приняв за принцип священность и неприкосновенность частной собственности. Следовательно, закон должен благоприятствовать праву на нее и побуждать возможно большее число граждан к тому, чтобы они стали собственниками. Это привело бы к множеству благодетельных результатов, прежде всего - к более равномерному распределению собственности»; из энциклики «Rerum Novarum», 1891 |
Цель рабочего союза в том, чтобы каждый рабочий благодаря ему мог повысить уровень физического, духовного и экономического благосостояния. |
контекст: «Основным и неизменным законом рабочих союзов должны быть такое устроение и такое управление, которые обеспечивали бы наиболее успешное и быстрое достижение цели; цель же в том, чтобы каждый рабочий благодаря союзу мог повысить уровень физического, духовного и экономического благосостояния»; из энциклики «Rerum Novarum», 1891 |
[Церковь] учит сельских и городских рабочих честно и по-доброму выполнять справедливые обязательства, не портить хозяйского имущества, не обижать хозяина; не прибегать к насилию и не заводить мятежей и беспорядков; не якшаться с сомнительными людьми, которые смущают народ коварными посулами и пустыми надеждами, приводящими лишь к разорению и запоздалому раскаянию. |
из энциклики «Rerum Novarum», 1891 |
|