16 января 1921 г.
«Общее введение.
1. Текущий момент характеризуется двумя особенностями: 1) необходимостью при наличной политической обстановке (прекращение военных действий и частичная демобилизация, необходимый нажим продовольственной политики, неизбежная недостаточность снабжения деревни, присоединение обширных окраин, переживающих только первые стадии советской организации, трения между различными по своей идейной подготовленности слоями пролетариата, усталость и, отчасти, недовольство на почве материальной нужды широких прослоек среди этого пролетариата и т[ак] д[алее]) сохранить руководящую роль передовых пролетарских слоёв применительно к условиям наступившего периода; 2) необходимостью во что бы то ни стало поднять производительные силы страны в возможно краткий срок и добиться значительных успехов в хозяйственном строительстве.
2. Оба эти момента нужно принимать во внимание при обсуждении всех очередных задач современности. Между тем в партийной дискуссии по ряду вопросов ясно проглядывают два основных течения: одно, которое оценивает момент исключительно под политическим углом зрения, и другое, которое во главу угла ставит исключительно хозяйственную точку зрения. Между тем ясно, что нежелательные явления массовой психологии не могут прочно быть изжиты без хозяйственного подъёма. И точно так же хозяйственный подъём не может быть реализован без сокращения всяких трений внутри пролетариата до возможного минимума.
3. Основной организационной задачей в политической области является поэтому установление полного единства пролетариата; это может быть достигнуто: 1) сплочением партии на основе оживления партийной мысли и вовлечения всех членов партии в активную жизнь её, что предполагает систему внутрипартийной рабочей демократии; 2) правильным соотношением между партией и профсоюзами, при котором партия руководит ими; 3) единством и активностью самих профсоюзов; 4) правильным соотношением между профсоюзами и широкой беспартийной массой.
4. Основной организационной задачей в экономической области является укрепление твёрдого административного остова при наибольшей его // (с. 570) активности и контакте с пролетарской массой и приспособленности к осуществлению планомерной работы в хозяйственной жизни. Это может быть достигнуто только при условии повышения производственной роли союзов.
5. Твёрдость технического и хозяйственно-административного аппарата, которая является абсолютно необходимой предпосылкой всякого реального, а не бумажного хозяйствования, может проявляться в различных формах, которые определяются прежде и раньше всего степенью зрелости и однородности пролетарских масс. Демократичность должна возрастать в общем процессе развития по всему фронту, и в том числе и в области хозяйственного администрирования, в той мере, в какой воспитываются новые кадры пролетариев, способных управлять, т[о]-е[сть] поскольку сглаживается идейная разница между различными слоями пролетариата.
1. Профсоюзы и их роль.
6. Профсоюзы в период, когда власть пролетариата завоёвана, но массы в управление хозяйством ещё недостаточно втянуты, неизбежно выполняют двоякую роль: с одной стороны, они «школа коммунизма», посредник между партией и беспартийной массой, аппарат, втягивающий широкие пролетарские низы в активную жизнь; а с другой стороны, они — и притом в возрастающей степени — составная часть хозяйственного аппарата и аппарата государственной власти вообще. Трудности организационных проблем профдвижения, методов работы в профсоюзах и т[ак] д[алее] вытекают именно из неизбежной двойственности задач профсоюзов, которые на практике должны преодолеть объективные противоречия переходного периода.
7. Профсоюзы, всё более и более несущие государственные функции, должны временно оставаться формально непартийными и независимыми по отношению к Советской власти. Это с неизбежностью вытекает из того, что они — школа коммунизма. Их беспартийность и формальная независимость при фактической партийности и зависимости есть выражение осторожного тактического подхода к беспартийным массам, когда постепенно учат, не хвастаясь своей ролью учителя. Прогрессивная тенденция здесь — рост фактической зависимости и партийности.
8. Этот процесс уже теперь виден решительно во всех областях работы профсоюзов: когда они руководят нормировкой заработной платы и труда (квалификацией рабочей силы, правовой нормировкой, нормировкой производительности труда, премирования, установкой тарифных поясов); когда они снабжают рабочих одеждой совместно с главками, центрами, Наркомпродом[1] и т[ак] д[алее]; когда они занимаются вопросами охраны труда, давая кадр инспекторов, устанавливая степень вредности производства; когда они по требованиям Советской власти производят мобилизации на оборону; когда они через военпродбюро[2] работают в Наркомпроде (формируют продотряды, мобилизуют ответственных работников, устанавливают органы рабочей и т[ак] д[алее] инспекции); когда они участвуют в конструкции административных аппаратов промышленности и отчасти сельскохозяйственных; когда они работают в Наркомпросе[3] (профессионально-техническое образование, художественно-промышленная деятельность, театральная, комиссия по ликвидации безграмотности и пр[очее]).
9. Если общая прогрессивная линия развития есть линия сращивания профессиональных союзов с органами государственной власти, т[о]-е[сть] огосударствление профсоюзов, то, с другой стороны, тот же процесс есть процесс «осоюживания» государства. Его логическим и историческим пределом будет не поглощение союзов пролетарским государством, а исчезновение обеих категорий как государства, так и союзов, и создание третьего — коммунистически организованного общества. // (с. 571)
2. Основные задачи текущего момента и профсоюзы.
10. Профсоюзы, будучи основной экономической организацией рабочего класса ещё в капиталистическом обществе, естественно должны иметь при пролетарской диктатуре характер объединений, организующих экономическую жизнь страны. Их воспитательная задача есть воспитание строителей, «школа коммунизма» есть здесь школа строительства коммунистических производственных отношений прежде всего. Противоречие между хозяйственно-административными и воспитательными функциями должно уничтожаться тем, что воспитание всё более и более должно быть коммунистической подготовкой для производства и в производстве, а производственная деятельность профсоюзов в то же время должна быть в максимальной степени связана с практическим вовлечением рабочих масс в хозяйство. Только при единстве этой линии работы профсоюзов может сохраниться и единство всей организации.
11. В связи с тем, что текущий момент требует сосредоточения максимума энергии на хозяйственных фронтах, и притом в совершенно особых политических условиях, перед профсоюзами лежат следующие главные задачи: 1) перенесение центра тяжести работы на экономику (относительное сокращение их неэкономической функции, относительное усиление функции экономической); 2) рост сращивания союзных аппаратов с аппаратами хозяйственного администрирования; 3) решительное и последовательное применение принципа внутрисоюзной демократии; 4) приспособление воспитательной работы к работе по восстановлению хозяйства страны.
12. Со стороны партии и органов Советской власти очередной задачей является всемерное укрепление профсоюзов и их аппарата, т[о]-е[сть] усиление их за счёт высвобождающихся материальных ресурсов и живых сил (мобилизация работников, прежде всего тех, которые уже работали в профдвижении, достаточное снабжение их, передача профсоюзам необходимых технических средств, зданий, типографий и пр[очее]).
13. В области воспитательной перед профсоюзами стоит задача усиления производственного воспитания широких масс. Если в капиталистическую эпоху стержнем воспитательной работы профсоюзов была борьба с капиталистическим строем и его производственная дезорганизация; если в первую полосу пролетарской диктатуры профсоюзы воспитывали массы, не сосредоточивая, в силу требования момента, своего внимания на воспитании масс и ради улучшения производства, то в настоящий момент именно эта задача становится на первый план.
14. Конкретно это означает, прежде всего, расширение и усиление всех форм производственной пропаганды и агитации. Профсоюзы должны пробуждать интересы масс к вопросам о значении данного завода и данной отрасли производства в системе народного хозяйства, к вопросам единого хозяйственного плана, технической рационализации и нормированию производства; они должны созывать собрания по цехам, по заводам и фабрикам; они должны помогать созданию всевозможных свободных объединений и инициативных групп рабочих по улучшению производства, по благоустройству фабрик и заводов; они должны созывать съезды рабочих-специалистов; они должны организовать соответствующую литературу, переделать все свои издания и газеты на соответствующий лад (образцом такой газеты, имеющей очень тесную связь с массами, может служить «Гудок»); они должны сделать всю массу своих членов органом постоянного наблюдения и контроля за жизнью каждого завода, фабрики и т[ак] д[алее]. Само собой разумеется, что этим нисколько не отрицаются воспитательные задачи профсоюзов в иных сферах работы. Но эти последние точно так же должны прежде всего рассматриваться под углом зрения общехозяйственных задач («поменьше политики, побольше экономики»). // (с. 572) Поскольку профсоюзы неизбежно являются такой рабочей организацией, куда широкие круги пролетариев обращаются с нуждами своего повседневного быта и с жалобами на неурядицы нашего советского аппарата в самых различных областях его работы, их роль есть вовсе не роль защитника рабочих интересов от (т[о]-е[сть] против) Советской власти; здесь налицо самоконтроль рабочего класса, имеющий в то же время громадное воспитательное значение, и защита советской системы от её бюрократического извращения.
15. Именно потому, что политическая обстановка подчёркивает воспитательную роль профсоюзов, и более, чем когда бы то ни было, требует правильного соотношения между руководящими аппаратами профсоюзов и широкими беспартийными массами, в области внутрисоюзной организации должен быть целиком проведён принцип рабочей демократии.
Это в нынешних условиях означает: 1) недопустимость перетряхивания союзов сверху; 2) недопустимость политики назначенства; 3) проведение выборности всех союзных органов сверху донизу; 4) оживление профессиональной жизни (обязательные собрания членов союза и союзные конференции для обсуждения всех важных вопросов профдвижения и хозяйственного строительства). Без этих мероприятий невозможно и положительное строительство.
16. С другой стороны, экономическая обстановка требует, чтобы метод работы демократии внутри союзов принял форму внутрисоюзной производственной демократии. Под этим подразумевается то, что на выборные должности в профсоюзных аппаратах выставляются и проводятся такие коммунисты, которые зарекомендовали себя своими хозяйственными и административными способностями. Поддержка, воспитание, культивирование именно такого типа работников. Под этим углом зрения должна быть проведена снизу постепенная перегруппировка личного состава в аппаратах профсоюзов, чтобы, превращая их в мощный аппарат, в то же самое время в наибольшей степени приспособить их к производственно-организаторской роли. Только путём такой внутренней перестройки может быть не на словах, а на деле выполнена хозяйственная функция этих основных организаций рабочего класса.
17. В области управления промышленностью должен быть сделан шаг вперёд по сравнению с резолюциями IX съезда партии. Этот шаг вперёд должен заключаться в следующем. В то время как резолюция IX съезда говорит о соглашении между профсоюзами и соответствующими органами главков и центров на определённых кандидатурах товарищей, выставляемых профсоюзами, в настоящее время необходимо сделать эти кандидатуры обязательными; во-вторых, необходимо усилить участие профсоюзов в образовании управления промышленностью вплоть до поручения отдельному союзу организации управления данной отраслью хозяйства на основе обязательности общегосударственных программ и заданий, и в зависимости от конкретного состояния данного союза и данной отрасли хозяйства; в-третьих, необходимо ввести принцип, по которому все или часть товарищей, делегированных в органы хозяйственного управления, обязательно выполняли бы и ответственную роль в аппаратах самих профсоюзов. Только при таких условиях может быть обеспечена производственная роль союзов, не отрывая работников профдвижения, и реальная борьба с бюрократизмом государственно-экономического аппарата.
18. С другой стороны, в области организации рабочей силы профсоюзы, как это показал уже опыт действительного развития, должны в возрастающей степени становиться органами управления, как аппараты в целом, т[о]-е[сть] выступать в роли непосредственного руководителя по организации труда. При этом система тарифов, норм премирования и т[ак] д[алее] должна ставить своей задачей как общую поддержку рабочего класса в качестве основной производительной силы, так и выполнение определённого // (с. 573) хозяйственного плана и конкретных производственных программ в определённых отраслях промышленности. Сюда же относятся и все виды деятельности профсоюзов по поддержанию товарищеской трудовой дисциплины (дисциплинарные суды и т[ому] п[одобное]).
19. В области экономического управления союзы как учреждения, непосредственно выполняющие общегосударственные функции (например, тарификация, нормирование труда, организация распределения рабочей силы и т[ак] д[алее]), действуют в этой области на началах необходимого по самому существу задач централизма, с максимальной быстротой, точностью и исполнительностью на всех ступенях союзного аппарата, как это формулировано резолюциями IX съезда партии. Союзы как учреждения, участвующие в организации производства, действуют в том же самом порядке. Таким образом обеспечивается как широкая воспитательная роль профсоюзов, так и необходимая для поднятия производительных сил страны твёрдость и стойкость руководящего административного аппарата, становящегося не только по своим заданиям, но и по своему личному составу действительным аппаратом рабочего класса.
По поручению группы товарищей:
Н. Бухарин. Л. Серебряков. Ю. Ларин. Г. Сокольников. Е. Преображенский. В. Яковлева».
Источник: В.И. Ленин. Сочинения. Изд. 2 -е, испр. и доп. / Под ред. В.В. Адоратского, В.М. Молотова, М.А. Савельева. – Т. 26: 1920-1921. – М.-Л.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1935. – С. 569-573 на: Правда. – М. – 1921. - № 10. – 16 янв.
[1] Народный комиссариат продовольствия.
[2] Военно-продовольственные бюро.
[3] Народный комиссариат просвещения.