История профсоюзов

Древние тексты о русских промыслово-ремесленных братствах

Хроника отдельных профсоюзов


/ Главная / Справочник / Хронология / Древние тексты о русских промыслово-ремесленных братствах

Эпизод 1420 г., Псков

2016-08-14

Дружина мастера Фёдора покрывает свинцом крышу церкви Святой Троицы

Оригинальный текст

Перевод, указание на источники

Вид на Троицкий собор с реки Великой (открытка начала 20 века)

Метка Святой Троицы на плане Пскова 16 века (по Г.Я. Мокееву)

Святая Троица в 1420 году (реконструкция Ю.П. Спегальского)

Макет Святой Троицы в версии 1420 года (по Г.Я. Мокееву)

В лето 6929. … Того же лета церковь святеи Троицы свинцемъ новымъ побита бысть. В год 1420-1421. ... Тем же летом церковь Святой Троицы была покрыта новым свинцом. (Псковская 1-я летопись)
В лето 6928. Псковичи наяша мастеровъ Феодора и дроужиноу его побивати церковъ святаа Троица свинцомъ новыми досками, и не обретоша псковичи такова мастера въ Пскове ни в Новегороде, кому лити свинчатыи доски, а к Немцомъ слаша вь Юрьевъ, и погании не даша мастера. И приеха мастеръ с Москвы от Фотея митрополита и наоучи Федора мастера святыа Троици, а самъ отъеха на Москву. И тако до году побита бысть церковь святая Троица, месяца августа въ 2, и даша мастером 40 и 4 рубли. В год 1419-1420. Псковичи наняли мастеров - Фёдора и его дружину - покрывать церковь Святой Троицы новыми листами свинца. И не нашли псковичи мастера ни в Пскове, ни в Новгороде, кто бы отливал свинцовые листы. Причём к немцам посылали в Юрьев, и иноверцы не дали мастера. И приехал мастер из Москвы от митрополита Фотия, и научил Фёдора, мастера Святой Троицы, а сам уехал в Москву. Вот как до нового года была покрыта церковь Святой Троицы, 2 августа; и дали мастерам 44 рубля. (Псковская 2-я летопись)

Обоснование

В летописях это событие отмечено под разными годами. Сложность возникает ещё в том, что готовивший летописи к публикации А.Н. Насонов исправил ошибочную, по его мнению, датировку Псковской 1-й, сдвинув её на 2 года вперёд[1]. Если верить его исправлению, то в летописях использованы следующие календарные стили: в Псковской 1-й - предположительно ультрамартовский, в Псковской 2-й - сентябрьский. Это позволяет предварительно датировать эпизод временем между 1 марта (начало ультрамартовского 6929 года) и 2 августа 1420 года (конец сентябрьского 6928 года). Однако надёжность исправления Насоновым датировки этого события в Псковской 1-й - с 6927 на 6929 год - требует проверки.
Обоснования перевода не требуется.

Комментарий

Необычайно информативный текст.

Отношения найма: "наяша/наняли", "даша/дали (заплатили)" - говорят о том, что Фёдор и его дружина были лично свободными "гражанами" Пскова.

Заказчик скрывается под стереотипным обозначением Псковской городской общины - "псковичи". Дело в том, что церковь Святой Троицы была главным храмом Псковской волости, а все связанные с ней работы имели государственное значение и контролировались Псковом.

Присутствуют ясные свидетельства равного статуса членов братства Фёдора. Глава братства - такой же мастер, как и остальные его члены. Обозначена форма наёмного промыслового братства - дружина. К сожалению, Псковские летописи дружину в таком качестве больше не упоминают. Однако документы из сопредельных со Псковской земель упоминают дружины матросов (13 век, Смоленск), иконописцев (14 век, Москва), а также рабочих разных профессий (16 век, Великий Новгород). О том, что понятие дружины применительно к промысловым братствам было распространено на Псковщине и Новгородчине в последующие столетия, свидетельствует В.И. Даль. Так, он приводит значения "дружины" с отсылкой к новгородским  говорам - "общество, артель, ватага", а также "ловецкой дружины" с указанием на псковское бытование - "рабочая ватага, рыболовная артель"[2].

Кроме того, Псков нанимает не Фёдора лично, а братство - то есть "мастеров - Фёдора и дружину его". Так же производится и оплата - деньги передаются не Фёдору, а "мастерам". Всё вместе взятое позволяет с достаточной степенью уверенности говорить о коллективном характере самоуправления в дружине и выборности его руководителя.

Неясен основной, профильный промысел дружины Фёдора. Во всяком случае, они были знакомы с кровельным делом. Однако такая узкая специализация в 15 веке на Руси вряд ли возможна - нанимаясь исключительно на кровельные работы, прожить было нельзя. Не исключено, что дружина Фёдора занималась плотницким промыслом.

Интересна сама интрига со свинцовым мастером. Псков (конечно, на вече) пожелал, чтобы Святая Троица была покрыта непременно входившим тогда в моду свинцовым листом. И только после принятия решения и оформления заказа "Фёдору и его дружине" стали выяснять, кто умеет лить свинцовые листы. Поиски мастера осуществлялись на высшем, государственном уровне. Послы отправлялись, должно быть, по церковному "начальству": в Новгород (скорее всего, к архиепископу Новгородскому и Псковскому, который регулярно посещал Псков как часть своей епархии) и в Москву (к главе Русской православной церкви - митрополиту Фотию). Была сделана попытка получить мастера даже из управлявшегося епископом католического Дорпата (русские называли его Юрьевом; сегодня Тарту в Эстонии), который входил в иерархию Ливонского ордена.

Наконец, трудные поиски и переговоры увенчиваются успехом. В Псков приезжает специалист из Москвы. И это - настоящее событие государственного значения: митрополит всея Руси "благословил" псковичей, санкционировав передачу редкого мастерства. Нельзя было передать его абы кому. Поэтому важный факт комментируется торжественным наименованием Фёдора "мастером Святой Троицы". Перед нами момент обретения Фёдором нового, высокого статуса. Торжественность подчёркивается использованием "Святой Троицы" для обозначения города Пскова и всей Псковской волости - так говорилось в летописях в особых случаях. Очевидно, что "мастер Святой Троицы" - это почётный статус, подтверждающий его благонадёжность, новообретённую квалификацию и дающий право наниматься к псковской городской общине. Схожим образом  в более поздние времена купцы и промышленники - "поставщики двора Его Императорского Величества" - могли заслужить такое право высоким качеством продукции или преданностью трону.

Обращает на себя внимание небольшая плата дружине Фёдора - 44 рубля. Конечно, объём работ был сравнительно невелик. Но - усилия, предпринятые на межгосударственном уровне, унижение перед враждебными немцами из "Юрьева" - и 44 рубля?

В. Большаков, 2016 г.

_______________

[1] Псковские летописи / Полное собрание русских летописей. Том V. Выпуск 1. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - Примечания на с. 33-36.

[2] Т. 1. - С. 496.

История профсоюзов, 2016 г.