История профсоюзов

Древние тексты о русских промыслово-ремесленных братствах

Хроника отдельных профсоюзов


/ Главная / Справочник / Хронология / Древние тексты о русских промыслово-ремесленных братствах

Эпизод 1364-1366 гг., Псков

2016-08-12

Строительство братством каменщиков новой церкви Святой Троицы по заказу Пскова

Оригинальный текст

Перевод, указание на источники

Троицкий собор (построен в 1699 году, открытка начала 20 века)

Метка Святой Троицы на плане Пскова 16 века (по Г.Я. Мокееву)

Церковь Святой Троицы 1366 года (реконструкция Ю.П. Спегальского)

Святая Троица в 17 веке (основа 1366 года) на иконе купца Жиглевича

В лето 6873. Заложиша церковь святую Троицу и даша мастером за дело 400 роублев и добре почестиваху их; делаша же по 3 лета, свершена же бысть церковь святыя Троица в лето 6875. В год 1364-1365. Начали строительство церкви Святой Троицы и дали мастерам за труд 400 рублей, и воздали им большие почести. Трудились же 3 летних сезона; завершена же была церковь Святой Троицы в год 1366-1367. (Псковская 1-я летопись)
В лето 6873. Псковичи наяша мастеров и даша делу мзды 400 рублеи; они же заложиша церковъ святыа Троица по старои основе.
В лето 6875. Свершена бысть церковь святыя Троица.
В год 1364-1365. Псковичи наняли мастеров и дали вознаграждения за труд 400 рублей; они же [мастера] начали строительство церкви Святой Троицы по старому фундаменту.
В год 1366-1367. Завершена была церковь Святой Троицы. (Псковская 2-я летопись)
В лето 6873. Заложиша церковь святоую Троицоу, и даше мастеромъ делу мзды 400 роублев дара и добре потчиваху ихъ; делаше же по 3 лета, и свершенъ бысть храм святыа Троица. В год 1364-1365. Начали строительство церкви Святой Троицы и дали мастерам за труд вознаграждение 400 рублей с поклоном, и дали им достойное их обещание. Трудились же 3 летних сезона, и  завершён был храм Святой Троицы. (Псковская 3-я летопись)

Обоснование

Датировки по ультрамартовскому стилю, то есть событие относится к весне 1364 - осени 1366 года. Каменное строительство осуществлялось только в тёплое время года, поэтому сочетание "по 3 лета" переведено как "3 летних сезона".

Глаголы "почестиваху" (Псковской 1-й летописи) и "потчиваху" (Псковской 3-й летописи) в контексте эпизода могут быть соотнесены как синонимы: первый означал "воздали почести", второй в словаре В.И. Даля (в форме "потчивать" и с намёком на устаревшее значение) допускает толкование "почтить, почестить обещанием чего"[1].

Слово "дар" в Псковской 3-й летописи ("и даше мастеромъ делу мзды 400 роублев дара") означает, что оплата мастерам производилась как особое действо, подношение с благодарностью, что не удивительно, учитывая важность строительства городского храма. Поэтому считаю перевод "с поклоном" выразительной иллюстрацией больших почестей, оказанных псковичами строителям.

Комментарий

В текстах имеются прямые указания на отношения найма. Названы обе стороны: "псковичи" и "мастера". Использованы понятия "наяша/наняли", "даша/дали (заплатили)", "мзда/вознаграждение", "дело/труд".

Церковь Святой Троицы являлась главным городским храмом Пскова. Здесь находился княжеский трон, отправлял службы архиепископ Новгородский и Псковский, хранились государственные документы и казна Пскова. На "буевище" - площади перед церковью собирался высший орган управления Пскова - вече. Поэтому обрушение кровли и верхних частей церкви в июле 1362 года насколько вредило имиджу Пскова как сильного и благополучного христианского центра, настолько и ставило под угрозу традиционную систему управления.

За восстановление храма город взялся как единое целое; в тексте Псковской 2-й летописи это обстоятельство - что решение принималось всей городской общиной - отражено стереотипным термином "псковичи". Осенью 1362 года были начаты работы по разбору завалов, а в 1363 году - нанято братство "наймитов" для спешного слома оставшихся стен и расчистки территории церкви. Приведённые выше фрагменты повествуют о самом ответственном этапе работ - строительстве нового храма, которое в течение 3-х летних сезонов было осуществлено братством каменщиков, названных в тексте "мастерами".

Особое внимание обращает на себя описание расчёта с мастерами после окончания работ. Использованные здесь формулировки больше не встречаются в Псковских летописях при описании - обычно очень скупом - расчётов с "наймитами". Сведём их вместе:

  • "дали мастерам за труд 400 рублей и воздали им большие почести" (Псковская 1-я летопись),
  • "дали мастерам за труд вознаграждение 400 рублей с поклоном и дали им достойное их обещание" (Псковская 3-й летопись).

Похожие использованы, например, под 6968 (1460) годом в Псковской 1-й летописи:

А былъ князь великии Юрии Василиевичь во Пскове три недели и два дни, а посадники пъсковъския и бояря и вси мужи псковичи чтиша его и дариша, и даша ему на вечи 100 рублев. А был князь великий Юрий Васильевич во Пскове 3 недели и 2 дня, а посадники псковские и бояре, и все мужи-псковичи воздавали ему почести, делали подношения и дали ему на вече 100 рублей.

Таким образом, почести, возданные строителям Святой Троицы, не уступали почестям, оказанным век спустя сыну великого князя Московского Василия Второго, а может быть, и превосходили их. Речь о каком-то "достойном обещании", данном псковичами мастерам. Судя по тому, что в 1373 г. глава дружины строителей - "церковный мастер" Кирил - построил храм своего имени на самом почётном во Пскове месте - в Довмонтовом городе, "у Смердья моста над греблей", в таком-то праве и могло заключаться "потчевание" псковичами строителей.

Итак, можно обоснованно предположить, что расчёт Пскова с мастерами происходил на специально созванном вече на площади перед только что построенным храмом Святой Троицы. Глава братства каменщиков - "церковный мастер" Кирил был приглашён на "степень" (ударение на вторую "е") - высокий помост на площади, где посадник Псковский торжественно и с поклоном, как дорогому гостю или князю, вручил ему мешок или ларец с деньгами, а также зачитал грамоту от имени Пскова, дающую право каменщикам построить свой дружинный храм в непосредственной близости от Святой Троицы - "у Смердья моста над греблей".

Необходимо также отметить, что летописи отмечают настоящий бум каменного церковного зодчества, последовавший за строительством Святой Троицы - за 8 лет было возведено 6 церквей по всему городу:

  • 1366 - церковь Ивана Богослова на Снетогорском дворе,
  • 1369 - церковь Святого Георгия на Болоте,
  • 1370 - церковь Святого Николы на Усохе,
  • 1372 - церковь апостолов Петра и Павла, церковь Святого Власия
  • 1373 - церковь Святого Тимофея-Довмонта.

Наиболее вероятно, что их строительством занималось то самое братство каменщиков, которое отличилось перед всем Псковом возведением Святой Троицы.

В. Большаков, 2016 г.

_______________

[1] Т. 3. - С. 360.


История профсоюзов, 2016 г.