История профсоюзов

I Пироговский съезд врачей (12.1885 (01.1886))

II Пироговский съезд врачей (01.1887)

III Пироговский съезд врачей (01.1889)

IV Пироговский съезд врачей (01.1891)

V Пироговский съезд врачей (12.1893-01.1894)

VI Пироговский съезд врачей (04 (05).1896)

VII Пироговский съезд врачей (04-05.1899)

VIII Пироговский съезд врачей (01.1902)

IX Пироговский съезд врачей (01.1904)

Чрезвычайный Пироговский съезд по борьбе с холерой (03 (04).1905)

Х Всероссийский съезд врачей им. Н.И. Пирогова (04-05 (05).1907)

XI Пироговский съезд (04 (05).1910)

XII Пироговский съезд врачей (05-06 (06).1913)

Внеочередной Пироговский съезд врачей (04 (04-05).1916)

Чрезвычайный Пироговский съезд (04.1917)

Чрезвычайный Пироговский съезд (11 (12).1917)

Чрезвычайное Пироговское совещание по вопросам врачебно-санитар. дела (03.1918)

Съезд по вопросам профессионального объединения врачей (05.1918)

Чрезвычайный Пироговский съезд (04.1919)

Совещание Пироговского общества (05.1922)


/ Главная / Справочник / Съезды / Врачи

Х Всероссийский съезд врачей им. Н.И. Пирогова (04-05 (05).1907)

Х Всероссийский съезд врачей им. Н.И. Пирогова (25.04-3.05 (8-16.05).1907; Москва)

Подготовка Х Пироговского съезда осуществлялась в соответствии с новым законом от 4 марта 1906 г. «О собраниях и съездах», согласно которому последние могли созываться только с предварительного разрешения Министра внутренних дел. С введением в России в 1906 г. «Временных правил об обществах и союзах» параграф утвержденного в 1892 г. устава Пироговского общества, в соответствии с которым оно пользовалось правом созывать свои съезды явочным порядком, не испрашивая предварительного разрешения властей, потерял свою силу. С этого времени специальное разрешение на проведение Пироговских съездов должно было выдаваться лично Министром внутренних дел.

Х Пироговский съезд проходил в Москве с 25 апреля по 3 мая 1907 г. под председательством С.С. Салазкина. Обстоятельства, при которых было получено разрешение Министра внутренних дел на созыв Х Пироговского съезда, изложены в переписке Московского генерал-губернатора, хранящейся в Центральном историческом архиве г. Москвы. Официальному разрешению предшествовал тщательный сбор информации о персональном составе Правления съезда, результаты которого зафиксированы в рапорте Московского обер-полицмейстера[55].

В московском архиве также сохранился документ, содержащий ответ Московского градоначальника на запрос Министра внутренних дел, направленный в связи с просьбой Правления Пироговского общества разрешить проведение очередного съезда в Москве с 4 по 11 января 1907 г. Московский генерал-губернатор, в целом, разделяя соображения, высказанные ранее его предшественником А.А. Козловым в письме бывшему Министру внутренних дел А.Г. Булыгину по поводу обвинений, выдвинутых против председателя съезда, выступил, однако, в его защиту. «Хотя профессор Габричевский и допустил некоторые ошибки при устройстве последнего съезда, но мне, тем не менее, кажется, что удаление его от должности нежелательно и вряд ли может обеспечить дальнейшие съезды общества, если они будут разрешены, так как Габричевский является одним из наиболее благонамеренных членов общества и пытался, насколько возможно, умерить крайние элементы съезда и сдерживать деятельность последнего в рамках специальных вопросов и целей, для коих съезд был разрешен»[56].

Вместе с тем, он считал, что единственным способом предупредить повторение на съездах нежелательных инцидентов может стать полное воспрещение самих Пироговских съездов[57]. Такого же мнения придерживался и Товарищ министра внутренних дел Д.Ф. Трепов[58].

Негативное отношение у властей вызвал и тот факт, что запланированные сроки проведения съезда «совпадают с предвыборным временем в Государственную думу». В связи с этим чиновники управления Московского генерал-губернатора пришли к выводу, что даже в случае положительного решения Министра внутренних дел, безопаснее всего допустить проведение съезда «по открытии Государственной думы»[59].

Это стало веским аргументом в пользу перенесения сроков проведения Х Пироговского съезда, и только 21 февраля 1907 г. (на следующий день после открытия II Государственной думы – Е.З.) Министр внутренних дел П.А. Столыпин подписал уведомление, в котором «признал возможным разрешить правлению Общества созвать с 25 апреля по 2 мая сего года съезд русских врачей в память Н.И. Пирогова, при условии, что при первой попытке съезда уклониться от своих прямых задач таковой будет закрыт мною по первому полученному от Вас (Московского генерал-губернатора – Е.З.) телеграфному о том извещению»[60].

Вместе с этим, заметной тенденцией этого съезда был отход от активных политических выступлений в область обсуждения чисто профессиональных вопросов.

В докладе А.И. Шингарева «Общественная медицина в будущем демократическом строе России» была предпринята первая попытка ответить на вопрос о том, какой должна быть общественная медицина при демократическом строе. Главной задачей было названо выделение адекватных субсидий на дело народного здравоохранения, так как лишь при соблюдении этого условия возможно обеспечить население страны общедоступной, бесплатной, равной для всех и дифференцированной по роду заболеваний врачебной помощью. Докладчиком отмечалось также, что прогресс в деле оказания медицинской помощи в России зависит от внедрения в повсеместную практику обобщенного Пироговскими съездами передового опыта земской медицины. Суть решения, принятого Пироговским съездом, заключалась в том, что бесплатная, доступная и равная для всех медицинская помощь является громадным приобретением русской земской медицины и необходимым принципом будущего устройства системы государственного здравоохранения.

На Х Пироговском съезде врачей был впервые поднят вопрос о кризисе земской медицины. В частности, Н.Э. Шен, проанализировав социальный генезис земской медицины, показал, что с ее развитием и ростом профессиональной объединенности медицинского персонала для реакционного большинства земских собраний стало ясно, что в лице земских врачей растет чуждая ему по духу демократическая организация, противоречащая классовыми интересами поместного дворянства и буржуазии[61].

Съезд не оставил без внимания и назревшие социально-экономические вопросы, связанные со страхованием рабочих. Значительное место в программе съезда отводилось дискуссии о необходимости создания рабочими, при поддержке профсоюзов, заводских санитарно-медицинских организаций.

Деятельность Х Пироговского съезда проходила под непрерывным и строжайшим надзором со стороны царского правительства. По результатам постоянного наблюдения за работой всех его секций столичному градоначальнику представлялись ежедневные подробные доклады специального Отделения по охранению общественной безопасности и порядка в Москве[62].

Общий контекст и предшествующие события

Дата и место проведения

Состав участников

Общий ход заседаний

Итоги, последствия, значение

Источники и литература

Злодеева Е.Б. Пироговское движение врачей России: истоки (2006 г.).

История профсоюзов, 2016 г.