История профсоюзов

Айнзафт С. Первый этап профессионального движения в России (1905-07). Вып. 1

Большаков В.П. О том, чего не было

Большаков В.П. Что ты можешь противопоставить хозяину

Бухбиндер Н.А. Зубатовщина и рабочее движение в России

Вольский А. Умственный рабочий. - Междунар. Лит. Содр-во, 1968

Галили З. Лидеры меньшевиков в русской революции

Гарви П.А. Профсоюзы и кооперация после революции (1917-1921)

Дмитревский В.И. Пятницкий

Дойков Ю.В. А.А. Евдокимов: Судьба пророка в России

Железные люди железной дороги

Ионов И.Н. Профсоюзы рабочих Москвы в революции 1905-1907 гг.

Краткая история стачки текстильщиков Иваново-Кинешемской Промышленной Области

ЛИИЖТ на службе Родины. - Л., 1984

Магистраль имени Октября. - М., 1990

Никишин А. 20 лет азербайджанских горнорабочих. - Баку, 1926

Носач В.И. Профсоюзы России: драматические уроки. 1917-1921 гг.

Носач В.И., Зверева Н.Д. Расстрельные 30-е годы и профсоюзы.

Поспеловский Д.В. На путях к рабочему праву

Рабочие - предприниматели - власть в XX веке. Часть 2

Сивайкин Е.А. Молодёжная политика профсоюзов...

Станкевич И.П. Базовый семинар для рядовых и новых членов профсоюза

Че-Ка. Материалы по деятельности чрезвычайных комиссий

Чураков Д.О. Бунтующие пролетарии

Шулятиков В.М. Трэд-юнионистская опасность. - М., 1907

Pirani S. The Russian Revolution in Retreat, 1920-24


/ Главная / Архивохранилище / Библиотека / Исследования и публицистика / ЛИИЖТ на службе Родины. - Л., 1984

2. Выступления В.И. Ленина на съездах железн-ков в Ин-те инж-ров путей сообщ-я

2015-08-02

2. Выступления В.И. Ленина на съездах железнодорожников в Институте инженеров путей сообщения

Победа социалистической революции внесла коренные изменения в положение рабочего класса России. Он стал классовой основой первого в истории социалистического государства. Вместе с изменением положения рабочего класса изменилось положение в государстве и самой массовой организации рабочего класса — профессиональных союзов. Профсоюзы должны были стать опорой государственной власти. На них Советское государство возлагало контроль за производством, организацией соревнования, налаживанием дисциплины и т[ак] д[алее]. «Главной задачей их стало,— указывал В.И. Ленин,— выдвигать своих представителей во все главки и центры, во все те новые организации, которые приняли от капитализма разорённую, умышленно саботирующую промышленность…»[1].  

// (с. 81) В первые месяцы после установления диктатуры пролетариата профсоюзы явились сферой ожесточенной политической борьбы. Опорой большевистской партии и проводником декретов Совета Народных Комиссаров на железных дорогах был профессиональный союз мастеровых и рабочих, созданный ещё в июне 1917 г по инициативе рабочих Петроградского и Московского железнодорожных узлов. К ноябрю 1917 г[ода] это был наиболее мощный цеховой союз среди работников железнодорожного транспорта, объединивший в своих рядах около 400 тыс[яч] мастеровых и рабочих депо и железнодорожных мастерских[2].

Руководящая роль в правлениях этого профсоюза на Петроградском, Московском, Саратовском, Вологодском, Красноярском, Воронежском и других узлах принадлежала большевикам. С первых дней существования союз начал упорную борьбу за объединение трудящихся железных дорог. К осени 1917 г[ода] на всех дорогах возникли секции союза.

Во второй половине ноября 1917 г[ода]  Петроградский узловой Совет железнодорожных рабочих и мастеровых обратился с манифестом ко всем железнодорожникам страны. В нём говорилось: «Только поддержкой решительной политики Совета Народных Комиссаров мы сломим тот саботаж, то сопротивление, которое оказывают наши высшие элементы, все эти начальники дорог и служб, бывшие слуги и чиновники царского правительства нашему крестьянскому и рабочему правительству»[3]. Манифест был одобрен специальным решением Совета Народных Комиссаров от 25 ноября. Всем газетам предлагалось опубликовать его[4]. Это воззвание петроградских железнодорожников сыграло большую роль в подготовке как профсоюза мастеровых и рабочих, так и Всероссийского железнодорожного съезда.

Съезд профсоюза мастеровых и железнодорожных рабочих начал свою работу 12 декабря 1917 г[ода].  Все его заседания проходили в Большой физической аудитории института. К началу съезда прибыло 227 делегатов[5], из них 174 представляли партию большевиков, 31—левых эсеров и 9 — объединенную социал-демократическую партию[6]. В конце работы съезда прибыло ещё 62 делегата. Но соотношение сил не изменилось. Четыре пятых делегатов принадлежали партии большевиков[7].

«Правда» в те дни писала. «На этом съезде железнодорожный пролетариат должен выявить своё революционное классовое сознание […], порвать со своим старым крепостничеством и предрассудками […], теснее сплотиться со всем рабочим классом для борьбы за общее пролетарское дело»[8].

// (с. 82) Придавая большое значение его работе, 13 декабря во второй половине дня на съезд приехал Владимир Ильич Ленин. Когда вождь революции появился в зале, поднялась буря оваций. Владимир Ильич приветствовал съезд от имени Совета Народных Комиссаров. Он выразил уверенность, что железнодорожная организация будет действовать в интересах громадного большинства рабочих и крестьян России. «Вы знаете,— говорил В.И. Ленин,— как тяжела для страны железнодорожная разруха, усугубляемая саботажем верхушек чиновничества. Вы знаете, что железнодорожная разруха делает невозможным правильный обмен между городом и деревней, который так необходим для урегулирования продовольственного дела. И чтоб урегулировать железнодорожное сообщение, нам необходима ваша помощь, товарищи […] // (с. 83) Мы уверены, что настоящий железнодорожный съезд закрепит власть народных комиссаров созданием такой организации, которая поможет нам в борьбе за мир, землю»[9].

После того как В.И. Ленин закончил приветственную речь, съезд единодушно избрал его почётным председателем.

Выступление В.И. Ленина определило всю дальнейшую работу съезда. При обсуждении вопросов об организации управления железнодорожным транспортом съезд полностью одобрил политику Советской власти и выразил недоверие контрреволюционному Викжелю[10]. Была избрана делегация в количестве 78 человек на Всероссийский железнодорожный съезд, который начал работу 19 декабря 1917 г[ода] в той же аудитории института.

Делегаты съезда разделились на два взаимно непримиримых блока. В левый блок, возглавляемый большевиками, вошли левые эсеры, новожизненцы[11] и часть «профессионалистов». Правый блок объединил все контрреволюционные элементы — правых эсеров, меньшевиков, народных социалистов и им подобных. На этот блок и делали ставку контрреволюционные силы[12].

Правые эсеры и меньшевики по любому поводу навязывали съезду бесплодные споры, отвлекая внимание и силы делегатов от злободневных вопросов по организации управления транспортом, улучшению материального положения рабочих и служащих. Президиум съезда избирался… 12 дней. В течение двух дней шли дебаты о кандидатуре председателя президиума. Несмотря на все ухищрения правых, пост председателя остался за большевиками[13].

Десять дней шла проверка мандатов, в ходе которой выяснилось, что около 70 делегатов правого блока не имеют полномочий от своих дорог. Им пришлось покинуть съезд. Левый блок после их ухода со съезда оказался в преобладающем большинстве. Однако Викжель, чтобы укрепить позицию правых, пригласил на съезд представителей главных дорожных комитетов и членов правлений «ленточных»[14] профсоюзов. Появление на съезде этой группы делегатов сделало соотношение сил между правым и левым блоками крайне неустойчивым.

1 января 1918 г[ода]  началась дискуссия по текущему моменту. В центре дискуссии сразу же оказались вопросы об отношении к декретам II Всероссийского съезда Советов, Учредительному собранию, большевикам. Вожди мелкобуржуазных партий с пеной у рта защищали Учредительное собрание.

// (с. 84) Большевики призывали железнодорожников сплотиться вокруг рабоче-крестьянской власти, взять в свои руки управление железнодорожным транспортом. Со страстными речами выступили верные ленинцы В. Володарский и М.Т. Елизаров[15].

4 января прения по текущему моменту были закончены. Большевики от имени левого блока выдвинули резолюцию, одобрявшую переход власти в руки Советов и все декреты Советской власти.

Резолюция меньшевиков, объединившая все антисоветские элементы, требовала передать власть Учредительному собранию. В резолюции заявлялось, что Советы рабочих депутатов без Учредительного собрания не справятся с экономической разрухой, не смогут добиться мира, решить вопрос о земле. Пытаясь оправдать свои предательские действия, меньшевики повторили избитый тезис о том, что Россия не созрела для социалистической революции: «Всякие попытки социалистического переворота в России до начала социалистической революции в международном масштабе способны лишь внести расслоение в ряды революционно настроенных рабочих масс […] и неизбежно приведут к гибели всех завоеваний революции»[16].

В 4 часа утра 5 января резолюции были поставлены на голосование. С перевесом в 12 голосов меньшевикам удалось протащить свою резолюцию[17].

После голосования левый блок под руководством большевиков с пением «Интернационала» покинул зал заседания[18]. Он был истинным выразителем взглядов рабочих, мастеровых и младших служащих, т[о] е[сть] абсолютного большинства железнодорожников. Свыше половины делегатов правого блока принадлежали к административным слоям[19].

На местах пролетарская часть железнодорожников единодушно поддержала решительные действия левого блока[20].

Правые эсеры, меньшевики и энесы[21] в борьбе за массы железнодорожников потерпели поражение. Они перестали играть сколько-нибудь значительную роль в профессиональном движении железнодорожников[22].

Днём 5 января 1918 г[ода]  представители левого блока собрались в Большой физической аудитории института и объявили о возобновлении работы Всероссийского съезда железнодорожников. Съезд нового состава продолжался 26 дней и закончился 30 января 1918 г[ода].

В.И. Ленин внимательно следил за работой съезда железнодорожников. 8 января 1918 г[ода] он принял делегацию, которая проинформировала // (с. 85) его о деятельности большевистской фракции на съезде, о положении дел на транспорте[23].

13 января 1918 г[ода] В.И. Ленин выступил перед делегатами съезда[24], остановившись на наиболее острых проблемах и задачах, вставших перед Советской властью. Большую часть доклада Владимир Ильич посвятил разъяснению мотивов роспуска Учредительного собрания, разоблачению происков буржуазной контрреволюции, развязывавшей гражданскую войну. Ленин убедительно доказал закономерность социалистической революции в России, необходимость проводимых Советской властью мероприятий, раскрыл преимущества советской демократии по сравнению с буржуазной. Он с гордостью подчеркнул, что «русскому народу удалось первому поднять факел социалистической революции»[25].

В.И. Ленин одобрил инициативу масс в деле практической организации управления железными дорогами и призвал рабочих и служащих к сплочению в борьбе за новую, социалистическую дисциплину «[…] если большинство железнодорожных организаций объединится и поставит своей задачей поддержку Советской власти,— говорил В.И. Ленин,— то только тогда все жулики, саботажники, капиталисты и эксплуататоры, весь этот пережиток буржуазного общества будет сметён беспощадной борьбой и только тогда возможно будет организовать правильное железнодорожное хозяйство и получить полное освобождение рабочих, солдат и крестьян от власти угнетателей, только тогда мы получим социализм»[26].

Этот доклад Ильича стал программой действий для железнодорожников в организации транспорта на социалистических началах. Съезд, следуя ленинским указаниям, принял ряд конкретных решений по реорганизации центральных органов союза, утвердил «Положение об управлении железными дорогами Российской республики Советов»[27].

Съезд избрал свой руководящий орган — Всероссийский исполнительный комитет железнодорожников (Викжедор) в составе 40 членов. Фракция большевиков составила 25 человек. Викжедор избрал из своей среды коллегию Народного Комиссариата путей сообщения. В неё вошли видные деятели большевистской партии — А.С. Бубнов, В.И. Невский, И.А. Пятницкий, С.М. Бальбатов, А.Г. Рогов и др[угие][28].

// (с. 86) Съезд вынес решение о необходимости национализации всех частных железных дорог и предложил СНК[29] закрепить это решение соответствующим декретом[30]. Он организационно закрепил победу большевиков над эсеро-меньшевистским Викжелем, который прекратил своё существование. Съезд показал, что трудовая часть железнодорожников решительно стала на сторону Советской власти и строительства социализма в России.



[1]
Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 37. - С. 140.

[2] Партийный работник железнодорожного транспорта. – 1940. - № 5. - С. 38.

[3] Гудок. - 10 декабря 1917.

[4] ЦГАОР. Ф. 130. Оп. 6. Ед. хр. 1. Л. 21.

[5] ГАОРСС МО. Ф. 177. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 12.

[6] Хаин А. Пройденный путь. - М.— Л., 1925. - С. 19.

[7] ПятницкийО. Железнодорожники в революции. - М., 1925. - С. 32.

[8] Xаин А. Указ. соч. - С. 19—20.

[9] ЛенинВ.И. Полн. собр. соч. - Т. 35. - С. 168.

[10] Всероссийскому исполнительному комитету железнодорожников. – В.Б.

[11] Члены группы социал-демократов, объединившиеся вокруг газеты «Новая жизнь». – В.Б.

[12] Труды Всероссийского Чрезвычайного съезда железнодорожных служащих, мас­теровых и рабочих, состоявшегося с 5 по 30 января 1918 г. в Петрограде. - Пг., 1918. - С. 11.

[13] ГАОРСС МО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 17. Л. 11.

[14] То есть «цеховых» профессиональных союзов, в противоположность отраслевому Всероссийскому железнодорожному союзу. – В.Б.

[15] Зять В.И. Ленина Марк Тимофеевич Елизаров был первым Народным комиссаром путей сообщения РСФСР. – В.Б.

[16]ЛГАОРСС. Ф. 1397. Оп. 1. Д. 16. Л. 4.

[17] ЦГАОР. Ф. 5498. Оп. 1. Д. 16. Д. 4.

[18] Партийный работник железнодорожного транспорта. – 1940. - № 5. - С. 40.

[19] Известия. - 21 января 1918.

[20] ГАОРСС МО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 17. Лл. 11—11 об.

[21] Народные социалисты. – В.Б.

[22] Это неправда. В январе 1918 года железнодорожные профессиональные союзы, стоявшие на платформе Учредительного собрания, создали собственное объединение – Всопрофжель. В них входило несколько сот тысяч железнодорожников. – В.Б.

[23] Жигмут В.А. У Ильича // Встречи с Лениным / Воспоминания желез­нодорожников. - М., Политиздат, 1958. - С. 61—62.

[24] Правда. - Январь, февраль 1918. - №№ 223, 225, 226, 230—233 и др.; ЦГАОР. Ф. 5498. Оп. 1. Д. 312. Лл. 9—14; там же. Оп. 1. Д. 14; ЛПА. Ф. 1085. Оп. 1. Д. 25. Лл. 61—71; В.И. Ленин, биографическая хроника. - М.: Политиздат. – 1977. – Т. 5. - С. 130, 201.

[25] ЛенинВ.И. Полн. собр. соч. – Т. 35. - С. 301.

[26] Там же. - С. 305.

[27] Труды Всероссийского Чрезвычайного съезда железнодорожных служащих, мастеровых и рабочих. - С. 1—3.

[28] Вестник путей сообщения. – 1917. - № 1. - С. 17.

[29] Совету народных комиссаров. – В.Б.

[30] Труды Всероссийской конференции железнодорожных служащих и рабочих. - С. 34—35.

История профсоюзов, 2016 г.