История профсоюзов

Фотографии

Видеотека

Галерея (картины, скульптура и т.п.)

Песни рабочей борьбы

Библиотека


/ Главная / Архивохранилище

Галерея (картины, скульптура и т.п.)

Читаем комментарий, жмём на слайд и открываем картинку во всей красе.

Александр Викторович Моравов (1878-1951), картина "Ленский расстрел в 1912 году" (1937 год).
Хранится в Музее В.И. Ленина (филиале ГИМ) в Москве.
Скульптор Джон Кайнднес (John Kindness; р. 1951), "Памятник труду: Филадельфия воздаёт должное американскому рабочему" ("The Labor Monument: Philadelphia's Tribute to the American Worker", 2010 год). Монумент представляет собой семь скамеек со столиками в форме гигантских джинсовых пуговиц (около 1 метра в диаметре), размещённых на круглом поле синей крошки, символизирующем простроченную джинсовую ткань. Джинсы и джинсовые комбинезоны - классическая одежда американских рабочих. Каждая кнопка отображает одну из страниц истории рабочего движения США, а заодно одну из специфических категорий рабочих.

Первая пуговица посвящена сельскохозяйственным рабочим с датой "1900 год" и их лозунгом, написанном на испанском "Да, это возможно!"

Вторая пуговица изображает работающих детей с сопровождающей надписью: "Хуже всего тот... кто крадёт у детей детство".

На третьей пуговице плохо видны надписи, но, судя по дате - "1912 год" и фигурам манифестирующих женщин-работниц, можно предположить, что кнопка посвящена большим забастовкам текстильщиков в городах Лоуренс (штат Массачусетс) и Патерсон (штат Нью-Джерси).

На четвёртой пуговице изображены чернокожие рабочие мусорщики (уборщики улиц), держащие плакаты с одним и тем же лозунгом "Я человек".

На пятой пуговице изображены рабочие музыканты, слова певца рабочего движения Джо Хилла, казнённого властями: "Не тратьте времени на траур, организуйтесь" (1916 год), а также аббревиатура левого американского профобъединения, созданного в 1905 году - IWW (по-русски ИРМ, что означает "Индустриальные Рабочие Мира") и прозвище его членов - "вобблис".

На шестой пуговице изображён Юджин Виктор Дебс (1855-1926), рабочий-социалист, один из основателей Братства паровозных кочегаров и Американского союза железнодорожников, вождь гигантской Пульмановской стачки 1894 года и - кандидат в Президенты США, баллотировавшийся во время тюремного заключения.
Фотографии седьмой пуговицы, к сожалению, нет. Судя по некоторым комментариям, она посвящена работнице Карен Силквуд, убитой при попытке обнародовать данные о преступной деятельности компании по переработке плутония.
Местонахождение памятника - Элмвуд-Парк в городе Филадельфия (штат Пенсильвания, США).
Автор фото - Грегори Бенсон
Статья о памятнике здесь (на англ. яз.)

(Предложено к публикации О. Митрошиной)

Живописец Сергей Васильевич Иванов (1864-1910), картина "Расстрел" (1905 или 1906 год). Художник при жизни не только не дал полотну названия, но даже никому его не показывал. Вскоре после смерти Иванова картину обнаружила его вдова и показала её на посмертной выставке мастера под названием "Эскиз". Название "Расстрел" появилось уже в годы Советской власти.
Иванов использовал необычный приём: основное пространство картины, площадь между шеренгами солдат (слева) и толпой рабочих с красным знаменем он оставил пустым. Только что прогремел залп, стволы ружей окутаны дымом, в ещё не охваченной криками ужаса толпе падают убитые и раненые. Голое пространство площади подчёркивает звенящую после залпа тишину. На переднем плане скорчились двое подстреленных демонстрантов. Смерть гуляет по площади в образе шелудивого пса.
В этой картине есть одна деталь, о которой до сих пор дебатируют искусствоведы и любители. Фигура раненого рабочего в центре напоминает лежащую голову с закрытыми глазами. В качестве прототипа мрачного лика предлагаются кандидатуры наших Царей и придворных сановников. Я бы добавил к перечню самого художника (сравните его фото). Но загадочней всего вопрос: совпадение случайное или нарочное?
Картина хранится в Историко-мемориальном музее «Пресня» (филиале ГЦМСИР) в Москве.
Статья о картине здесь.

Российский художник Илья Ефимович Репин (1844-1930), картина "17 октября 1905 года" (написана в 1907, доработана в 1911 году). Автор так комментировал своё произведение: "Картина изображает процессию освободительного движения русского прогрессивного общества […] главным образом студенты, курсистки, профессора и рабочие с красными флагами, восторженные; с пением революционных песен […] подняли на плечи амнистированного и многотысячной толпой движутся по площади большого города в экстазе общего ликования".
Статья о полотне здесь; отзыв философа В.В. Розанова здесь. Картина заиграет, если не поленитесь и сопоставите намерения и комменты Репина, а также реальных прототипов, которых он включил в композицию, с отзывом Розанова.

(Предложено к публикации О. Митрошиной)

Советский художник и график Иван Алексеевич Владимиров (1869 (1870)-1947), картина "Разгром стачечников".
Полотно хранится в Государственном центральном музее современной истории России в Москве.
Советский художник-график Михаил Игнатьевич Антонов (1871-1939), картина "Разоблачение врага в цехе" (1938 год). Холодным маслом по грубому холсту.
Рабочие припёрли типа в кепке к станку в углу цеха и выясняют его тёмное нутро. Интересно, что он единственный в этой мрачной толпе, кто в кепке. Наверное, мастер. Бедолагу сейчас разоблачат и либо объявят строгача с занесением в грудную клетку, либо сдадут в НКВД. Не вполне ясно, что Игнатьев вскрывал этим сюжетом - шпиономанию под прикрытием "классовой борьбы" или реальный рабочий протест против, например, обнаглевшего начальника, которого как "врага народа" можно упечь далеко и надолго.
Советский скульптор Владимир Павлович Жариков (р. 1931), монумент "1903 год" (поставлен в 1967 году). Памятник посвящён жертвам расстрела 13 (26) марта 1903 года бастующих рабочих Златоустовского завода, являвшегося в конце 19 - начале 20 века одним из флагманов рабочего и профессионального движения в России.
Монумент возведён на народные средства (златоустовцами было собрано более 30 тысяч рублей). Скульптор Жариков предполагал, что он будет ростом 6 метров из мраморной глыбы и установлен на Уреньгинском кладбище в Берёзовской роще, где покоились останки убитых рабочих. Однако обстоятельства и позиция властей заставили изменить планы. Кладбище было снесено, прах погибших перенесён на площадь III Интернационала. На этой же площади, перед зданием Драматического театра, возвели и памятник, но - из бетона (и лишь позади мраморная стенка).
Местонахождение - город Златоуст (Челябинская область, Россия).
Статья о памятнике и истории его возведения здесь.
Памятник, посвящённый неизвестному деятелю цейлонского рабочего профсоюзного движения. Автор неизвестен.
Местонахождение - город Коломбо (Шри-Ланка).

Автор фото: Антон Кротов (http://a-krotov.livejournal.com). Фото публикуется с любезного разрешения автора.

(Предложено к публикации О. Митрошиной)

Американский скульптор-монументалист Мэтью Плачек (Matthew Placzek) из Омахи, скульптурная группа "Labor" ("Труд", 2003 год). Памятник высотой 9 метров и общим весом 271 тонну - второй по размерам в США монумент, посвящённый труду - является данью уважения автора рабочим профсоюзам, содействовавшим строительству его родного города. Конструкция построена на новой городской набережной, на месте старого сталелитейного цеха, с использованием подлинных литейных ковшей и пятью бронзовых фигур, символизирующих трудолюбие и преданность своей профессии. Если вы ещё не разрыдались, то хотя бы просто снимите шляпу.
Местонахождение - город Омаха (штат Небраска, США).

(Предложено к публикации О. Митрошиной)

Художник Николай Иванович Верхотуров (1864-1944), картина "Расчёт" ("Перед стачкой", 1910 год). Считается самым известным произведением мастера. Царские власти запретили выставлять картину в России, и она была показана в Лондоне.
Эту композицию советские художники позже заездили более или менее удачными повторами. Но обратим внимание на фабриканта, который незыблемой скалой занял центральное пространство, не обращая внимания на умоляющих рабочих. За его спиной несколько кряжистых фигур, думающих мрачную думу. Как раз левая часть картины более тёмная. Там зреет буря. Уж не знаю, хотел ли того Верхотуров, но выглядит пророчески: будущий рабочий прибой смоет и конторские перила, и фабриканта со счетоводами.
Картина хранится в Государственном центральном музее современной истории России в Москве.
Художник Артур П. Гаррэт (Arthur Pain Garratt; 1873-?), рисунок, изображающий священника Г.А. Гапона во главе рабочей демонстрации 9 (22) января 1905 года, расстреливаемой царскими войсками. Эпизод нереальный (Гапон покрасоваться перед войсками не успел, соратники увели, переодели и подстригли его после первых же залпов; баррикады стали возводить в разных районах Санкт-Петербурга уже после расстрела демонстрации), но в целом верно отражает демонстративную личность Гапона.

Польский художник Войцех Коссак (1857-1942), картина "Krwawa niedziela. 1905" (в русском названии "Кровавое воскресенье в Петербурге 22 января 1905 года"). Написанное в 1907 году, после Второй мировой войны полотно исчезло из Польши, и лишь в 1970-е годы выяснилось, что коммунистический вождь Польши Болеслав Берут подарил его И.В. Сталину. Затем "Кровавое воскресенье" вновь исчезло. После повторного обнаружения картины в 2012 году "в подвале" в украинском Кировограде, она была восстановлена польскими специалистами и выставлена в музеях Силезии.
Точные размеры полотна неизвестны, но газеты сообщали, что "огромная картина занимает всю стену двусветного зала".
 

Набросок художника Валентина Александровича Серова (1865-1911), сделанный им в 1905 году с натуры во время работы в мастерской Манэ в Санкт-Петербурге во время разгона казаками одной из демонстраций. Названием рисунка Серов выразил своё отношение к защитникам самодержавия: "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?"
Опубликован в журнале "Жупел" № 1 за 1905 год.
Рисунок французского художника М. Фред. Фойта (M. Fred.  Voigt), под названием "Священник Гапон, пламенный петербургский реформатор", был опубликован в журнале "La Vie illustrée", скорее всего, в 1905 или 1906 году. Судя по антуражу, рисунок отражает встречи кружка Гапона в первые годы его деятельности в рабочей среде (1902-1903), в чайной.

Картина Георгия Константиновича Савицкого (1887-1949) "Всеобщая железнодорожная стачка. 1905 год" написана в 1930 году. Судя по названию, события относятся ко Всеобщей октябрьской политической стачке 1905 года, вырвавшей у Царя Манифест о свободах. Бастующие рабочие преградили путь пассажирскому поезду и ведут перепалку с железнодорожным начальством и пассажирами, конечно, буржуазного вида и корыстных намерений. Комично выглядит партийный агитатор на паровозе, безуспешно пытающийся привлечь внимание рабочих ко всей политической важности момента. Его не слушают и тянутся к центральной части, где идут переговоры.
Хранится в Государственном центральном музее современной истории России в Москве.

(Предложено к публикации А. Макаркиным)

Рисунок Василия Семёновича Сварога (1883-1946). Священник Г.А. Гапон читает в Собрании русских фабрично-заводских рабочих г. Петербурга проект Петиции к Царю Николаю Второму.
Мастера соцреализма тысячекратно повторяли данную композицию, изображая в центре всеобщего внимания советских вождей.

(Предложено к публикации О. Митрошиной)

Картина Эжена Делакруа (полное имя Фердинан Виктор Эжен Делакруа; 1798-1863) под названием "La Liberté guidant le peuple" ("Свобода, ведущая народ", 1830 год; используется альтернативное русское название "Свобода на баррикадах") была написана всего за три месяца. Настроение, с которым Делакруа брался за работу над ней, хорошо выражают его слова из письма к брату: "Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать".
Полотно посвящено победоносному Июльскому восстанию в Париже 1830 года, ведущей силой которого были студенты и рабочие. В образе женщины-знаменосца Делакруа запечатлел образ Свободы, за которую было поднято восстание. В образе буржуа в цилиндре слева от Свободы, по мнению некоторых искусствоведов, Делакруа изобразил самого себя. Разодранные в схватке одежды, обнажённые тела создают впечатление, что потребность в свободе есть суть человеческой личности, заложены в естестве. Не случайно правительство незамедлительно купило картину, едва она была выставлена в 1831 году, и потом четверть века держало её в запасниках.
Полотно (размером 260 на 325 см) выставлено в музее Лувр-Ланс в городе Ланс на севере Франции.
Статья о картине в Википедии.

(Предложено к публикации О. Митрошиной)

Картина "1905 год" художника В. Маневского

(Предложено к публикации О. Митрошиной)

Картина "Поднимающий знамя" (1959-1960). Автор - советский художник Гелий Михайлович Коржев (настоящая фамилия Коржев-Чувелёв; 1925-2012).
Расстреляна пролетарская демонстрация. Рабочий поднимает красное знамя, выпавшее из рук убитого товарища. Несмотря на вторичность сюжета (сравните скульптуру И.Д. Шадра "Булыжник - оружие пролетариата", созданную в 1927 году), скупость красок и режим стоп-кадра, полотно выразительно передаёт весь драматизм запечатлённого момента.
Картина составляет центральную часть триптиха - "Коммунисты", находится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург).
Статья о триптихе здесь.

(Предложено к публикации О. Митрошиной)

Скульптура советского мастера Ивана Дмитриевича Шадра (настоящая фамилия Иванов; 1887-1941) "Булыжник - оружие пролетариата" была создана в 1927 году в гипсе (до сих пор находится в Третьяковской галерее), но лишь через 20 лет отлита в бронзе. Скульптура считается одних из самых ярких образцов реалистического искусства. Шадр искал способы передачи состояния духа и напряжённости тела через пластику камня. В данном произведении ему удалось это в полной мере.
Бронзовая копия скульптуры стоит в парке Декабрьского восстания в Москве.
Статья о скульптуре в Википедии.

(Предложено к публикации О. Митрошиной)

Итальянский художник Джузеппе Пелицца да Вольпедо, картина "Четвёртое сословие" (1898-1901 годы). Первоначальные названия картины придавали изображённому действу разные акценты: "Посланцы голода". "Людской поток", "Марш рабочих". На ней изображено шествие рабочих, объявивших забастовку. Пелицца, увлечённый в те годы социалистическими идеями и стилем дивизионизма, работал над полотном три года, создав несколько десятков её вариантов.
Внушительные размеры полотна (примерно 3 х 6 метров) позволили Пелицце изобразить центральные фигуры почти в человеческий рост.
Картина выставлена в Галерее современного искусства в Милане.
Статья о картине здесь.

На рисунке неизвестного французского художника отображён момент транспортной забастовки 1891 года. Бастующие штурмом захватывают омнибус.

Венгерский художник немецкого происхождения Михай Мункачи (1844-1900), картина "Sztrájk" ("Забастовка", 1895 год).
Мункачи в 1-й половине 1890-х годов написал целый ряд произведений, в том числе по заказу австро-венгерских властей, на религиозные и исторические темы, отмеченных чертами салонности и академизма. Возможно, это стало одной из причин его глубокой депрессии, в конце-концов приведшей к душевному расстройству. Написанная параллельно с официозными полотнами, "Забастовка" резко выбивается по своей протестно-революционной направленности. Особенно знаменательно, что Мункачи создал её в год шумного празднования официального юбилея венгерской государственности.
"Забастовка" оценивается специалистами как новаторская по теме, но сумбурная по исполнению.
Полотно хранится в Венгерской национальной галерее (Будапешт).

Картина "Der Streik" ("Забастовка"), написана американским художником немецкого происхождения Робертом Кёлером (1850-1917) в 1886 году, в бытность его главой частной школы искусств в Нью-Йорке.
Картина имеет внушительные размеры - 2,8 х 1,8 метра и хранится в Немецком историческом музее в Берлине.

Каталонский художник Рамон Касас и Карбо (1866-1932) написал картину в 1899-1900 годах под названием "La Carga" ("Наезд") в преддверии Всемирной выставки в Париже 1900 года. Однако полотно не прошло предварительного отбора в Мадриде (видимо, из-за размеров - 4,7 х 3 метра).
Вскоре Касас оказался свидетелем всеобщей забастовки солидарности, потрясшей Барселону в феврале 1902 года, и под её впечатлением решил несколько переработать картину. В частности, он сделал более выразительными и динамичными фигуры гражданских гвардейцев, лошадей, а также упавшего на землю рабочего.
В 1903 году Касас переименовал картину на "В Барселоне, 1902", что придало ей более драматичное звучание в глазах европейской общественности, осведомлённой о кровавых столкновениях и баррикадных боях в Барселоне в ходе февральских событий того года. Выставленная в Салоне изящных искусств в Париже, она получила широкую известность и уже в 1904 году получила первую медаль на Национальной выставке в Мадриде.
История создания и жизни картины - в Википедии (на каталонском)

Гравюра посвящена одному из эпизодов стачки углекопов английского графства Дарем (Durham) в 1863 году, которых хозяева шахт выселили из их домиков в близлежащих деревнях. На гравюре изображён большой митинг углекопов "на сланцах" в местечке Бишоп Окленд (Bishop Auckland).
Гравюра была опубликована в одном из ноябрьских номеров того же 1863 года еженедельника "Иллюстрированные Лондонские новости", автор не известен.

Картина "Streik" ("Забастовка", 1879 год) кисти норвежского художника Теодора Северина Киттельсена (1857-1914) была написана в Мюнхене (Германия), где он ещё только учился мастерству живописи. В том же году картина была выставлена в Ассоциации искусств в Христиании (соврем. Осло в Норвегии), где вызвала положительную реакцию посетителей. В 1891 году соотечественник Киттельсена, писатель Пер Сивле, вдохновлённый картиной, написал роман с одноимённым названием.
Хранится в Народном доме в Тронхейме (Норвегия).

Картина "Strajk" ("Забастовка", 1910 год) польского автора Станислава Ленца (1861-1920) написана им в бытность директором Варшавской школы изящных искусств.
Любопытное отображение революционных веяний в классической, "антиавангардной" манере. Своеобразный ответ "Трём женщинам в церкви" Вильгельма Лейбля.
Рассказ о картине на польском.


История профсоюзов, 2016 г.